730-620 | Юридические услуги | Бухгалтерские услуги | info@svs-consulting.ru

 

Налоговые проверки: самое главное

Получив решение о предстоящей налоговой проверке в компании, руководитель, финансист и главный бухгалтер начинают испытывать сильный стресс. И это неудивительно – для всех очевидно, что, если уж налоговая инспекция пришла с проверкой, избежать доначислений вряд ли удастся. Весь вопрос – в каком размере?
И вообще – как понять, грозит ли именно моей компании налоговая проверка?

Почему одни организации проверяют каждые три года

а других как будто не замечают? Как правильнее вести бизнес, чтобы уменьшить риски?Ответы на эти вопросы во многом зависят от того, что из себя представляет компания. Если это быстро растущий бизнес с хорошими оборотами и приличным имуществом в наличии – вероятность появления на пороге улыбчивого налогового инспектора серьезно увеличивается. А если еще эта компания вдобавок использует различные способы налоговой оптимизации и не хочет кормить родной бюджет в полной мере – вероятность увеличивается в разы.

Также любят проверять те компании, которые при проведении предыдущей налоговой проверки особо не сопротивлялись и добровольно заплатили все доначисленное. Такие компании попадают в разряд «уважаемых» и навещать их будут, с большой долей вероятности, не реже, чем раз в три года.

Проблемность контрагента

На сегодняшний день наиболее опасным для любой компании является наличие так называемых «нехороших» контрагентов. Проблемность контрагента инспекторы научились выявлять еще во время проведения предпроверочного анализа. Сейчас уже ни одна проверка не начинается без предварительного тщательного сбора необходимой информации и оценки предполагаемой суммы доначислений по договорам с «нехорошими» контрагентами. Поэтому, первое, на что должны обращать внимание все компании – проверка поставщика на добросовестность и подготовка документов, подтверждающих проявление должной осмотрительности при выборе контрагента. Также, обязательно должна прослеживаться деловая цель при заключении любой сделки.

Критерии самостоятельной оценки рисков

Кроме этого, привлечет внимание налоговиков регулярное применение налоговых вычетов по НДФЛ в больших размерах, применение налоговых льгот, превышение расходов над доходами, вексельные формы расчетов, подозрительные сделки, не имеющие экономической обоснованности, или влекущие отчуждение имущества без разумной цели. А также существует множество других критериев, изложенных в документах Федеральной налоговой службы, для самостоятельной оценки рисков.
Поскольку фирмам-однодневкам, а также другим проблемным фирмам, так называемым «номинальным» налогоплательщикам, на сегодняшний день объявлена война, нелишним будет посмотреть, кто же это такие.

 Итак, к признакам «номинальных» юридических лиц (или ИП) можно отнести:

  • лиц, которые не сдают налоговую отчетность, или сдают «нулевую» отчетность, и в то же время имеющих движение денежных средств на расчетном счете в значительных размерах;
  • лиц, которые хоть и сдают налоговую отчетность, но данные этой отчетности значительно отличаются от информации о движении денежных средств на расчетных счетах, полученной от банков;
  • лиц, о которых у налогового органа имеется информация из внешних источников, свидетельствующая об участии этих лиц в схемах уклонения от налогообложения.

Номинальные учредитель и руководитель, регистрация компании по адресу «массовой» регистрации – усугубляют ситуацию.

Что делает налоговая инспекция, обнаружив такую компанию? Анализирует движение денежных средств по расчетным счетам, выявляя контрагентов. И далее проводит в отношении этих контрагентов мероприятия налогового контроля: направляет запросы в банки для уточнения платежей, анализирует уже имеющуюся информацию в своих базах, запрашивает у контрагента документы, проверяет наличие взаимозависимых лиц в схемах расчетов, проверяет учредителей и руководителя на тему участия в других организациях, проводит допросы. В каждом конкретном случае набор методов может быть свой. В итоге перед инспекцией возникает картина, схема, в результате анализа которой и принимается решение о проведении (или не проведении) налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика.

Необходимо отметить, что в наибольшей степени привлечь к себе внимание проверяющих рискуют налогоплательщики с высокими оборотами (более 120 млн. руб. в год) и имеющие активы. В меньшей степени рискуют компании с небольшими оборотами и без значительных активов. Компании, которые используют специальные налоговые режимы, проверяют гораздо реже, и то при наличии серьезных подозрений в использовании различных схем ухода от уплаты налогов.

Критерии отбора компаний для налоговой проверки

Таким образом, оценив критерии отбора компаний для налоговой проверки, найдя слабые стороны в своем бизнесе и проанализировав существующие риски, вполне возможно самостоятельно оптимизировать структуру деятельности, чтобы снизить эти риски. В том числе за счет отказа от использования слишком вызывающих методов оптимизации налогообложения.

Реалии ведения бизнеса в России в современных условиях таковы, что нести полную налоговую нагрузку и быть эффективным и прибыльным на рынке удается немногим. Остальным же приходится находить компромиссы. И успех во многом зависит от способности руководства компании объективно оценить риски, предпринять меры для защиты активов и оперативно вносить коррективы в текущую деятельность в ответ на быстро меняющееся законодательство.

СВС-Консалтинг — юридические услуги  в Ярославле