730-620 | Юридические услуги | Бухгалтерские услуги | info@svs-consulting.ru
20.02.2017

Юрлицо – розничный продавец алкоголя вправе перемещать его между обособленными подразделениями

К такому выводу пришло в письме Росалкогольрегулирование. Для перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями нужно соблюсти ряд условий.
Ведомство подчеркнуло: места нахождения подразделений, между которыми компания планирует перемещать алкогольную продукцию, должны быть указаны в лицензии на ее розничную продажу.
Кроме того, юрлицо обязано оформить документы, которые должны сопровождать оборот алкоголя. Это может быть, например, справка к товарно-транспортной накладной.
Росалкогольрегулирование также отметило: информацию о “внутренних” перемещениях алкогольной продукции надо отражать в ЕГАИС.
Перемещать алкоголь, по мнению службы, можно между обособленными подразделениями компании, которые находятся как в одном субъекте РФ, так и в разных.
Из разъяснений Росалкогольрегулирования можно сделать вывод, что под оборотом алкогольной продукции оно понимает и ее перемещение между обособленными подразделениями компании. Оборот алкоголя без сопроводительных документов грозит компаниям штрафом от 200 тыс. до 300 тыс. руб. с конфискацией продукции.
Вместе с тем в практике встречались случаи, когда суды не соглашались с подобной трактовкой. Например, АС Волго-Вятского округа отмечает: внутреннее перемещение алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации не является ее оборотом. Справку к товарно-транспортной накладной нужно заполнять в том случае, если такие подразделения имеют разные места нахождения, адреса осуществления деятельности.
Полагаем, компаниям, занимающимся розничной продажей алкоголя, лучше следовать рекомендациям Росалкогольрегулирования. Иначе это может обернуться штрафом, который придется оспаривать в суде.
Обращаем внимание, что в письме ведомство рассмотрело и другие вопросы: например, необходимо ли применять ККТ при розничной продаже алкоголя.
Документ: Письмо Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 N 2148/03-04
 
20.02.2017

Принят во 2-м чтении проект о сроках, в которые нужно представлять сведения по требованию прокурора

Планируется определить среди прочего сроки, в которые юрлица должны представлять документы, информацию, справки и другие материалы по требованию прокурора.
По проекту, если материалы нужны прокурору для выполнения своих функций, представить данные по общему правилу необходимо в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования. Если же прокурор запросит информацию в ходе проверки исполнения законов, организации надо уложиться в два рабочих дня с момента предъявления требования.
Предполагается, что в требовании могут быть установлены и более длительные сроки.
В случае когда проверяемое юрлицо не сможет вовремя исполнить требование, ему нужно будет уведомить прокурора, изложив объективные причины предполагаемой просрочки. Сделать это потребуется письменно в сроки, отведенные компании на представление информации, документов, материалов или их копий. В такой ситуации прокурор будет принимать решение об установлении нового срока.
Проект также предусматривает максимальный срок проведения прокурорской проверки – по общему правилу 30 календарных дней со дня ее начала.
Отметим, что рассмотренные поправки разработаны во исполнение Постановления КС РФ от 17.02.2015 N 2-П. В нем суд указал, что законодатель должен, в частности, определить:
– предельные сроки проведения проверочных прокурорских мероприятий;
– сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора представить документы, материалы, статистические и иные сведения.
Сейчас, пока изменения не приняты, прокуроры должны устанавливать разумные сроки представления необходимых сведений. Предельный срок прокурорской проверки составляет по общему правилу 20 рабочих дней.
Напомним, за умышленное невыполнение требований прокурора юрлицам грозит штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Документ: Проект Федерального закона N 865550-6
Принят во втором чтении 15 февраля 2017 года

 

 
21.02.2017

ЦБ РФ определил, как банки должны содействовать ему в осмотре предметов залога

Инструкция ЦБ РФ также закрепляет конкретные обязанности банков в случае, когда проводится ознакомление с деятельностью заемщиков, залогодателей.
Согласно Инструкции кредитным организациям потребуется определить работников, ответственных за взаимодействие с группой ЦБ РФ по осмотру залога или ознакомлению с деятельностью заемщика, залогодателя. Нужно будет обеспечить подготовку необходимых для этого сведений, документов, их копий. Банк будет обязан их представить на основании заявки группы ЦБ РФ. При этом банк не сможет отказать группе ЦБ РФ в представлении документов или информации из-за того, что они содержат тайну. Речь идет, например, о банковской, коммерческой, служебной тайне.
Также банк будет обязан обеспечивать беспрепятственный доступ в помещения и на территорию, где должны проводиться осмотр или ознакомление, руководителю и членам группы ЦБ РФ. Это может быть, к примеру, офис банка.
ЦБ РФ не ограничил перечень обязанностей, связанных с проведением осмотра предмета залога или ознакомлением с деятельностью заемщиков, залогодателей. Так, ответственный работник банка должен выполнять любые другие действия при проведении указанных процедур по требованию группы ЦБ РФ.
Если банк не исполнит требования группы, это будет считаться противодействием содействию в проведении процедур. В таком случае руководитель группы ЦБ РФ составит акт. Затем ЦБ РФ будет решать вопрос о применении к кредитной организации мер. Полагаем, это могут быть, например:
– требование устранить нарушение;
– штраф на сумму до 0,1% минимального размера уставного капитала.
Напомним, обязанность банков содействовать ЦБ РФ в проведении в отдельных случаях указанных осмотра и ознакомления появилась 4 июля 2016 года. Однако было неясно, в чем конкретно должно выражаться это содействие. ЦБ РФ в инструкции прояснил этот вопрос.
Документ: Инструкция Банка России от 20.12.2016 N 176-И
 
21.02.2017

Предлагается исключить из ГПК РФ выдачу судебного приказа по требованию из простой письменной сделки

Проект с такими поправками к ст. 122 ГПК РФ о требованиях, по которым выдается судебный приказ, внесен в Госдуму.
Полагаем, кредитор сможет обратиться с требованием, которое основано на сделке, совершенной в простой письменной форме, в рамках искового производства, в том числе в упрощенном или заочном порядке.
Исковое производство по сравнению с приказным займет больше времени. Таким образом, если проект станет законом, возрастут временные затраты кредиторов на взыскание денег с должников по требованиям, вытекающим из простых письменных сделок.
Как отмечает автор проекта, он разработан для защиты в основном заемщиков-физлиц. К примеру, речь идет о ситуациях, когда из-за действий мошенников граждане, не заключавшие никаких сделок, становятся должниками на основании судебного приказа.
 
22.02.2017

ВС РФ разъяснил, как рассчитывать проценты по ст. 395 ГК РФ при просрочке валютного обязательства

Рекомендации приведены в первом в 2017 году обзоре судебной практики Верховного суда.
По мнению ВС РФ, в случае просрочки исполнения валютного денежного обязательства проценты по ст. 395 ГК РФ следует начислять в иностранной валюте.
Размер таких процентов нужно рассчитывать исходя из средних процентных ставок по краткосрочным кредитам в иностранной валюте. Узнать значения этих ставок можно на сайте ЦБ РФ  и в “Вестнике Банка России”.
Если в этих источниках средняя ставка в иностранной валюте за конкретный период не опубликована, размер подлежащих взысканию процентов определяется по-другому. Нужно учитывать самую позднюю из опубликованных ставок по каждому из периодов просрочки.
Когда отсутствуют и такие публикации, проценты по ст. 395 ГК РФ нужно рассчитывать на основании справки. Имеется в виду справка одного из ведущих банков в месте нахождения кредитора. Этот документ должен подтверждать, какую среднюю ставку по краткосрочным валютным кредитам применяет банк.
Разъяснения касаются также денежных обязательств, которые должны оплачиваться в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или у.е.
По вопросу определения процентов по ст. 395 ГК РФ за просрочку исполнения валютных обязательств ВС РФ уже высказывался. Он отметил: если просрочка возникла с 1 июня 2015 года по 31 июля 2016 года включительно, для расчета процентов нужно исходить из ставок банковского процента по краткосрочным вкладам физлиц в соответствующей валюте. Однако тогда ВС РФ не пояснил, чем следует руководствоваться, если просрочка возникла с 1 августа 2016 года. Теперь неопределенность в этом вопросе устранена.
Напомним, рассмотренный расчет процентов по ст. 395 ГК РФ надо использовать, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Документ: Обзор судебной практики ВС РФ N 1 (2017), утвержденный Президиумом ВС РФ 16.02.2017 (размещен на сайте ВС РФ 17 февраля 2017 года)
 
 
22.02.2017

Ограничения и запреты в сфере торговли табаком предлагается распространить и на электронные сигареты

Такой проект поступил на рассмотрение Госдумы. Изменения коснутся бестабачных курительных изделий, к примеру электронных сигарет, вейпов, бестабачных кальянов.
Планируется с 2018 года распространить на бестабачные курительные изделия ограничения и запреты, перечисленные в ст. 19 и ст. 20 антитабачного Закона.
В частности, такие изделия нельзя будет свободно размещать в торговом зале, а демонстрировать разрешат только по требованию покупателя. По проекту информацию о продаваемых в магазине бестабачных курительных изделиях можно будет узнать из перечня. Сейчас подобный перечень предусмотрен для табачной продукции.
Предлагается среди прочего запретить курение бестабачных курительных изделий в помещениях общественного питания. Например, это рестораны, бары, кафе. На сегодняшний день такой запрет касается только курения табака. Запретят также продавать бестабачные курительные изделия несовершеннолетним.
Пока проект не содержит поправок к КоАП РФ об ответственности за нарушения планируемых запретов и ограничений в отношении таких изделий. Полагаем, изменения либо внесут отдельным проектом, либо позже включат в рассмотренный проект. Напомним, сейчас за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями штраф для юрлиц составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Документ: Проект Федерального закона N 105344-7
Внесен в Госдуму 17 февраля 2017 года
 
27.02.2017

Обзор ВС РФ: законные проценты не начисляются по договорам, заключенным до 1 июня 2015 года

Верховный суд пояснил: проценты по ст. 317.1 ГК РФ не применяются к правам и обязанностям, возникшим из договоров, которые заключены до 1 июня 2015 года.
К такому выводу в марте прошлого года уже приходил Пленум ВС РФ.
Подход Верховного суда, вновь подтвержденный в обзоре, пригодится должникам. Они могут успешно оспорить требования о взыскании законных процентов по договорам, заключенным до 1 июня 2015 года.
Напомним, положения о законных процентах появились в ГК РФ 1 июня 2015 года. До 1 августа 2016 года их начисление могло быть исключено законом или договором. С 1 августа 2016 года начислить эти проценты можно, только если это предусмотрено в законе или договоре.
Документ: Обзор судебной практики ВС РФ N 1 (2017), утвержденный Президиумом ВС РФ 16.02.2017 (размещен на сайте ВС РФ 17 февраля 2017 года)
28.02.2017

Правительство внесло в Госдуму проект о блокировке “зеркал” сайтов, нарушающих авторские права

По проекту правообладатель сможет получить судебный приказ на блокировку “зеркала” сайта, доступ к которому был ограничен за нарушение авторских, смежных прав.
“Зеркало”, которое в проекте называется производным сайтом, можно будет заблокировать, если по решению Мосгорсуда доступ к основному сайту уже был ограничен на постоянной основе.
Планируется, что для блокировки производного сайта правообладателю нужно будет подать заявление в Мосгорсуд о вынесении судебного приказа. Речь идет о правообладателях, по заявлениям которых Мосгорсуд ранее принял решение о постоянном ограничении доступа к основному сайту.
По проекту подать заявление о вынесении судебного приказа можно в электронном виде, заполнив форму на сайте  суда. Потребуется представить реквизиты указанного решения Мосгорсуда и заключение Минкомсвязи о признании ресурса производным от основного, ранее заблокированного сайта. При заполнении формы заявления на сайте реквизиты решения и заключение также могут быть представлены в электронном виде.
Предполагается, что судебный приказ о блокировке “зеркала” разместят на сайте Мосгорсуда не позже следующего дня после его вынесения и направят в Роскомнадзор. После этого ведомство запустит процедуру блокировки.
Такая процедура в целом сходна с действующим порядком ограничения доступа на постоянной основе к сайтам, нарушающим авторские, смежные права. Интересно то, что по проекту порядок блокировки затронет обязанности операторов поисковых систем. Им придется по требованию Роскомнадзора прекратить выдачу сведений об указателях страниц сайтов, доступ к которым ограничен. Сейчас такой обязанности у поисковиков нет.
Документ: Проект Федерального закона N 107145-7
Внесен в Госдуму 21 февраля 2017 года